Как изменится Трудовой кодекс в Литве

С 1 ноября 2026 г. вступают в силу значимые изменения Трудового кодекса (ТК), которые коснутся и работников и работо­дателей.

Канцлер Государственной инспекции по труду (ГИТ) Шарунас Орлавичюс обратил внимание на то, что изменений будет немало.

«Изменения коснутся самых разных сфер – от увольнения и окончательного расчёта до удалённой работы и индивидуальных соглашений, – подчеркнул он. – Поэтому важно оценить целостность всех изменений».

При увольнении по решению работодателя нужна обоснованная причина

Одно из важных изменений касается увольнения по ст. 59 ТК, регламентирующей увольнение по решению работодателя.

С 1 ноября работодатель может уволить работника по этой статье, только если есть обоснованная причина.

По-прежнему работника надо информировать за три рабочих дня и выплатить выходное пособие в размере не менее 6 средних зарплат.

Также не останется действовавшего до сих пор требования, чтобы при увольнении по ст. 59 не указывали причины увольнения из ч. 1 ст. 57. Это увеличит степень правовой ясности, уменьшит риск споров и гарантирует ответственное использование прав работодателя, параллельно работник сохранит право на выходное пособие.

Меняется и подсчёт сроков, когда решается вопрос увольнения по вине работника.

В месячный срок не будет включено время, когда работник не работал по болезни или во время отпуска.

«Решение работодателя расторгнуть договор не может быть формальным. Важно будет оценить степень серьёзности нарушения работника, последствия, обстоятельства, вину работника, его поведение до этого, результаты работы, а само увольнение должно быть пропорциональным», – отмечает Орлавичюс.

Есть перемены и при увольнении по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Если трудовой договор противоречит закону и эти противоречия нельзя устранить, а работник не хочет чтобы его перевели на другую позицию или не может перевестись, выходное пособие платить не будут, если противоречие закону появилось по вине работника.

Больше ясности при расчёте

С ноября изменятся и возможности окончательного расчёта с работниками. Если работнику должны выплатить сумму в размере больше одной зарплаты, то стороны могут договориться, что сумму, превышающую одну зарплату, могут выплатить позже.

Однако такое соглашение не может означать, что сроки выплаты неопределённые – оставшуюся сумму должны выплатить не позже чем через 3 месяца после расторжения договора.

У работников с большой зарплатой – больше возможностей на договорённости

Больше индивидуальных соглашений с работодателем может быть у работников, которые по договору получают зарплату больше двух средних зарплат по стране (ориентир - последние данные о средней зарплате Государственного агентства данных).

С такими работниками можно договариваться об условиях, выходящих за рамки норм ТК, если в ходе соглашения будет достигнута договорённость между работником и работодателем. Однако сохранятся сферы, в которых нельзя отклоняться от ТК, – это максимальное и минимальное время работы, заключение трудового договора, безопасность работника и его здоровье, равенство полов и недискриминация.

Для работников этой группы могут устанавливать более продолжительный испытательный срок – до 6 месяцев.

«Большая свобода соглашений не означает, что могут устанавливать любые условия. Главный критерий - равноправие интересов сторон, в случае споров по таким соглашениям его рассмотрит комиссия по трудовым спорам», – заметил Орлавичюс.

Меняются правила режима удалённой работы

Перемены коснутся и работников, которым ТК даёт дополнительные гарантии сочетания работы с семейными и другими обязанностями.

Работодатель по-прежнему должен удовлетворять права работников, у которых есть такие гарантии, предоставлять возможность удалённой работы, за исключением случаев, когда это невозможно в силу организации работы или особенностей производственного процесса. Кроме того, об этих отношениях могут договариваться иначе. Из ТК убирают дополнительное исключение, связанное со слишком большими расходами на организацию удалённой работы.

Аналогично уточняют и право работников просить о режиме работы, который им удобен, – при оценке таких заявок существенное значение будут иметь особенности организации труда и производственного процесса.

Больше возможностей в коллективных договорах

Поправки к ТК охватывают и коллективные трудовые договоры. В коллективных договорах высшего уровня появится больше возможностей договориться об использовании отпусков и компенсациях.

В них также может быть установлен более короткий – двухлетний срок, по окончании которого работник теряет право на неиспользованный отпуск, если у него была возможность его использовать. Также в коллективных договорах может быть предусмотрена возможность в определённых случаях выплачивать денежную компенсацию за часть неиспользованного отпуска.

Цель этих изменений - побуждение работников свое­временно использовать отпуск, чтобы люди меньше его откладывали, чтобы были условия для более эффективного планирования времени отдыха и работы.

Укрепляют также гарантии деятельности трудовых советов, включая обязательства работодателя, связанные с финансированием их деятельности и повышением квалификации членов.

Закон о поправках к ТК Nr. XV-1058 был принят 25 июня 2026 г., а поправки вступят в силу с 1 ноября 2026 г.

0
11 октября в 19:40