
С 1 ноября вступили в силу изменения в Трудовой кодекс. Изменился порядок применения испытательного срока, окончательного расчёта с работником и другие правила.
Прежде всего, для работников, зарплата которых составляет не менее двух средних по стране зарплат «до вычета налогов» (сейчас это около 5 256,4 евро), можно будет устанавливать испытательный срок до 6 месяцев, указывает Государственная инспекция труда.
До изменений испытательный срок, как правило, не мог превышать 3 месяцев.
Правда, если срочный договор с работником заключается на срок менее 12 месяцев, испытательный срок должен быть пропорционально короче.
Работодатели вообще смогут гибче договариваться об условиях труда с работниками, чья зарплата достигает как минимум двух средних зарплат по стране.
Тем не менее, в соглашениях нельзя будет пренебрегать основными правами работников, связанными с рабочим временем и временем отдыха, безопасными условиями труда, гендерным равенством и отсутствием дискриминации.
С 1 ноября также изменился порядок увольнения работников по воле работодателя. Работодатель должен теперь указать обоснованную причину увольнения, предупредить работника об этом за три рабочих дня и выплатить выходное пособие в размере не менее шести среднемесячных зарплат.
Инспекция труда подчёркивает, что при применении статьи 59 Трудового кодекса работника можно уволить и по причинам, предусмотренным частью 1 статьи 57. Например, когда из-за изменений в компании его должность становится ненужной.
Это означает, что работодатель может уволить работника по своей воле и по причинам, которые ранее относились к другому основанию увольнения, но обязан будет обосновать решение и выплатить предусмотренное законом выходное пособие.
С ноября у работодателей также становится больше времени, чтобы решить вопрос об увольнении работника за нарушение трудовых обязанностей. То есть в однoмесячный срок не будет засчитываться время, когда работник был временно нетрудоспособен или находился в отпуске.
Изменился и порядок расчёта с работниками. Ранее работодатель был обязан выплатить все причитающиеся работнику деньги в последний рабочий день. Однако с 1 ноября можно договориться, что часть причитающихся работнику денег будет выплачена позже, если общая сумма превышает его среднемесячную зарплату.
Следует подчеркнуть, что работодатель обязан полностью рассчитаться с работником не позднее чем через три месяца после окончания трудовых отношений.
С 1 ноября работодатели и впредь должны разрешать дистанционную работу работникам, на которых распространяются дополнительные гарантии. Например, беременным или работникам, воспитывающим малолетних детей.
Нельзя отклонить такую просьбу только на том основании, что организация дистанционной работы потребует слишком больших расходов.
В коллективных договорах с ноября также можно установить новые правила использования и компенсации ежегодных отпусков.
В них, среди прочего, может быть установлен более короткий – двухлетний – срок, по истечении которого работник теряет право воспользоваться всем или частью ежегодного отпуска, если фактически имел такую возможность.
Также в определённых случаях можно предусмотреть денежную компенсацию за часть неиспользованного отпуска.